«Не бей лежачего»
«Двойка» -достаточное наказание и не стоит дважды наказывать за один и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых нравоучений.
«Не более одного недостатка в минуту»
Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру Иначе ваш ребенок просто «отключиться», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберете из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
«За двумя зайцами погонишься…»
Посоветуйтесь с ребенком и начните с решения тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее всего встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего выразительность чтения, не требуйте одновременно и скорости, и точного пересказа.
«Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение»
Оценка должна иметь точный адрес. Подросток обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале, ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание – желание учиться! При такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Таки задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского ребенка. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и должна быть замечена и оценена по заслугам.
Не скупитесь на похвалу.
Нет такого двоечника, которого не за то было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха и у ребенка будет площадка, с которой можно вести «наступление» на незнание и неумение. Ведь родительские: «НЕ сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду»!
Техника оценочной безопасности.
Оценивать труд ребенка надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели.
Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте подростка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с подростком, если это будет достигнуто.
9. Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки.
Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться — главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и сам, без напоминаний.
10. Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках.
Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т. д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка (это правило особенно необходимо при работе с гиперактивными детьми, которые испытывают недостаток произвольности и самоорганизации).
Leave a Reply